Главная История Могилева Книги, газеты Воспоминание людей Фото с описанием Неизвестный Могилев Могилев 1941г.- 1943г. Контакт

Личности Могилева / Архиепископ Георгий 20 ноября 1717, Нежин, Черниговская губерния — 13 февраля 1795, Могилёв (7-03-2011, 17:36)

Архиепископ Георгий  20 ноября 1717, Нежин, Черниговская губерния — 13 февраля 1795, МогилёвАрхиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, общественный деятель. Причислен к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской православной церкви в 1993 году.

Семья и образование

Выходец из украинского служилого казачьего рода. Отец — Иосиф Иванович Конисский, сотенный урядник, с 1727 — бургомистр Нежина.

В 1728 Григорий Конисский поступил в Киевскую духовную академию, полный курс которой окончил в 1743 «с особенною похвалой». В академии изучил латинский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий языки, писал стихи.

Монах и профессор

11 августа 1744 был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.
В 1744—1746 — проповедник Киево-Печерской лавры.
С 1745 — учитель пиитики в Киевской духовной академии.
С 1747 — профессор богословия и философии и префект академии, был рукоположен в сан иеромонаха.
С 1 августа 1751 — архимандрит Киевского Братского монастыря.
С 30 августа 1752 — ректор академии.

В 1746 написал драму «Воскресение мертвых», сюжет которой был основан на навеянном евангельским сюжетом противопоставлении бессердечного богача и терпеливого бедняка, которые после кончины, попадают, соответственно, в ад и рай. В этой драме присутствует социальная критика, а её тема была актуальна для того времени, когда казацкая старшина захватывала земли у более бедных казаков.

Философ и богослов

В своих лекциях по философии Георгий (Конисский) демонстрировал знакомство с творчеством мыслителей различных школ и эпох. Он отождествлял созданную Богом природу с материей как с основой всего сущего, считал, что природа «является внутренним принципом действия и будто домом для вещей, а именно: она обусловливает внутренние процессы в вещах и есть не что иное, как материя и форма». Он полагал, что природа, отожествляемая с материей, является принципом движения и покоя: «Если вещи движутся, их движение обусловливает природа; если покоятся, их покой опять-таки обусловливает природа». По его мнению, «материя никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена Богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться в будущем».

Георгий (Конисский) рассказывал студентам о достижениях современных ему астрономических исследований, объясняя многие природные феномены естественными причинами, установленными наукой. Верил в силу человеческого разума, хотя и признавал историческую ограниченность познания. Рассматривая проблемы этики, он провозглашал жизнь с предоставленной ею способностью чувствовать первопричиной, условием и естественной основой счастья человека.

В качестве профессора богословия первым среди учёных из Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке. По словам митрополита Макария (Булгакова), он «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников»

Архиерей

Годы служения в Польше

20 августа 1755 хиротонисан во епископа Могилёвского; его епархия находилась на территории Польши, где православные (равно как и протестанты) подвергались дискриминации. Боролся за равенство прав граждан Польши, принадлежавших к различным конфессиям. Заботился о просвещении подведомственному ему духовенства с тем, чтобы оно способствовало повышению образовательного уровня своей паствы. В 1757 он открыл в Могилеве духовную семинарию и организовал типографию при архиепископском доме. Много позднее, уже после присоединения восточной Белоруссии к России, в 1780 семинария была реорганизована, в ней открылись классы богословских и философских наук; в 1785 был построен новый двухэтажный учебный корпус.

Активность владыки Георгия встречала неприятие со стороны части католической шляхты. Летом 1759 во время богослужения в храме в Орше его изгнали из церкви, заставили укрыться в монастыре, который после этого был осаждён толпой, намеревавшейся убить епископа. Ему удалось тайно выбраться из монастыря в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом. В 1760 на архиерейский дом и семинарию было совершено нападению, в результате которого несколько семинаристов были ранены, а епископ нашёл убежище в подвале.

В 1762 епископ Георгий (Конисский) присутствовал в Москве на коронации Екатерины II, где просил русскую императрицу оказать помощь православным на территории Польши. В 1765 выступил с яркой речью в защиту православных перед новым польским королём Станиславом Понятовским. Направил польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях. В своей деятельности опирался на многочисленные исторические документы и юридические акты, определявшие права православных верующих на польской территории.

Действуя при поддержке российских властей (арестовавших нескольких католических лидеров) и в союзе с протестантами добился на сейме 1767—1768 уравнения в правах католиков и православных. Впрочем, значительная часть польского общества не признала этих принятых под давлением решений, и в условиях разразившейся гражданской войны епископ Георгий был вынужден уехать на российскую территорию (в Смоленск), вернувшись в Могилёв лишь после первого раздела Польши в 1772.

Служение в России


В результате первого раздела Польши восточная Белоруссия была присоединена к России, и владыка Георгий стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 он заложил в Могилёве храм во имя праведного Иосифа в присутствии императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Тогда же добился от Екатерины II издания указа, разрешающего переход униатов в православие в том случае, если в униатском приходе вакантно священническое место. В течение трёх последующих лет к православию присоединились 112 578 униатов. При этом епископ Георгий нашёл способ обойти указ императрицы, ограничивавший переход униатов в православие — в том случае, если униатский священник симпатизировал православным, епископ сначала присоединял его к православию. А так как в результате приход становился вакантным, то после этого появлялась возможность присоединить к православию и прихожан. 22 сентября 1783 он был возведён в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

В 1784 архиепископ Георгий (Конисский) предложил проект создания православной епархии в Польше с центром в Слуцке и рекомендовал на пост её правящего архиерея своего давнего сотрудника игумена Виктора (Садковского), долгое время руководившего Могилёвской духовной семинарией. В 1785 предложения владыки Георгия были приняты, что укрепило позиции православных в Польше.

Автор ряда книг, наибольшую известность среди которых получило руководство для священников «О должностях пресвитеров приходских», выдержавшее при его жизни четыре издания. Был собирателем литературных памятников, его личная библиотека насчитывала 1269 книг и 241 экземпляр рукописей и документов. С именем Георгия (Конисского) долгое время связывалась историческое сочинение «История русов», однако современная историческая наука опровергает его авторство.

Проповедник

Был известен как выдающийся проповедник, резко критиковавший человеческие пороки и затрагивавший в своих проповедях острые социальные проблемы:
Суды хотя носят имя алтарей неприкосновенных, именуются прибежищем и покровительством обидимых, престолом Самого Бога, но в них нередко прибегающий находит совет нечестивых, седалище грабителей. Законы же хотя сами по себе священны и справедливы, однако и они в сих седалищах нередко истязания терпят, когда подъятыми на неправду, как струна пыточная натягиваются.


Резко критиковал грехи не только светских, но и духовных лиц, в том числе и нерадивых священников, не желающих проповедовать своей пастве («немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати»), и лицемерных монашествующих («обещавшихся с клятвою постническое житие вести, больше прочих и жрём, и празднуем»). По словам А. С. Пушкина (считавшего владыку «одним из самых достопамятных мужей» XVIII столетия),
проповеди Георгия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство.


Эпитафия

Был похоронен в Спасской церкви Могилёва, которая была при нём достроена и освящена. Над его могилой была прибита медная доска с эпитафией, составленной самим архиепископом:

Колыбель — Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен был я почтовому.
Тут трупа моего зарыты кости.
В год семисотый пятый девяностый.

(Цитируется по книге: Буглаков М., священник. Преосвященный Георгий Конисский. Минск, 2000. С. 505. Существуют и другие, несколько отличающиеся по стилистике, варианты этой эпитафии).
Написал - kykla

Ключевые слова -
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
• Другие сайты
• Популярные темы
    Песни,каляды,сезоны
    Рано, рано куры попели
    Святый вечер добрым людям! А)
    А ранней того девка встала,
    По двору походила,
    Звонком позвонила,
    Кузнецов побудила:
    Вставайте кузнецы, куйте топоры,
    Тешите брусся, мостите мосты,
    Туда будут идти три праздничка:
    Первый праздничек-Свяфтое Рождество,
    Другной праздничек Святое Василе
    Третий праздничек-Святое Крещение
    Рождество колядами пригожество
    Василе-колядами красилле,
    Святое Крещенье-колядам прощение.
    Святый вечер добрым людям
    С.Краснополье, Чериковский уезд. .

    • Опрос
    Нас много?
    Да
    Нет
    Кто тут?


    Показать все опросы

    • Личный кабинет
    • Календарь
    «    Март 2012    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Личности Могилева личности которые повлияли на ход истории
    Разведчики Могилева: Вишневецкий Николай Петрович (1897-1941) Николая Петровича Вишневецкого много лет в Могилеве знали как участника Октябрьских революций, гражданской войны и дипломата, в честь которого названа одна из городских улиц. И только относительно недавно стало известно, что он был еще и выдающимся разведчиком, обладавшим необходимыми качествами этой опасной и романтической профессии. В числе волевых качеств, которыми должны обладать чекисты, на первое место А.Х.Артузов поставил решительность. В лекциях об этом он говорил
    Разведчики Могилева: Наум Исаакович Эйтингон (1899 г.-1964 г.) Наум Исаакович Эйтингон родился 6 декабря 1899 г. В Могилеве. Его дество прошло в Шклове, где отец до своей смерти в 1912 году работал на бумажной фабрике. Наум был старшим из четырех детей в семье. Подрабатывал частными уроками, увлекался литературой, учился в Могилевском коммерческом училище, которое, однако, не успел окончить из за февральской революции.
    Могилевские губернаторы: Каховский Михаил Васильевич (1772 г. по 1778 г.)Датой создания Могилевской губернии можно считать далекий 1772 год, причем произошло это знаменательное в истории событие по итогам первого раздела Речи Посполитой согласно указу Екатерины II от 28 мая 1772 года. Земли, присоединенные к России, и составили белорусское генерал-губернаторство, которое разделилось на две губернии — Могилевскую и Псковскую (с 1776 года — Полоцкую). При этом само белорусское генерал-губернаторство возглавлял Захар Григорьевич Чернышев, а во главе Могилевской губернии был поставлен Михаил Васильевич Каховский.
    Публикации других сайтов Живая лента наших друзей
    Могилевская трагедия 1910 г. стала известна в большинстве стран мира. На город обрушилось величайшее бедствие — пожар уничтожил колоссальное количество строений: 6 (19) июня в Могилевском предместье (Луполово) сгорело 624 жилых дома и 2 церкви, а 7 (20) июня еще 3 кирпичных и 73 деревянных дома. Убытки составили 2 миллиона 290 тысяч рублей. Целые улицы превратились в

    История моего города: Луполово или «лупу брать»С XV века в исторических документах упоминается Заднепровский посад Могилева. Именно он является основой современного Октябрьского района нашего города. На территории Заднепровского посада некогда находились Луполовская и Троицкая сотни. В конце ХІХ века за этой частью Могилева закрепилось название — Московское предместье. Однако сегодня более известно всё же название — «Луполово». Почему именно «Луполово»? Что интересного происходило на территории этого района? Рассказывает историк Игорь Александрович Пушкин.
    Луполово — что это такое? Cтаринное и чисто могилевское название заднепровской части города — Луполово, нынче «не в ходу». И в официальном обороте, и в микротопонимике. Ну, никак не хочет чиновничья рать это признать. Давнее народное название местности, которой еще с дореволюционных времен присваивали наименования то Троицкого посада (правда, по названию прихода реальной Троицкой церкви), то Заднепровского или Московского предместья.