Не так давно наш город отметил свой День рождения. Это только людей пугают даты, а города живут другими измерениями. Ведь чем старше город, тем богаче его история, тем интереснее наследие, которое он приберегает для потомков.
О многом молчат наши старые улицы. Наверное, им есть о чем молчать и на что обижаться. Но под плотным слоем асфальта, ещё, наверное, сохранилась брусчатка Шкловской улицы, Виленская изменилась до неузнаваемости… От самой главной, самой первой, Торговой площади города (ныне - Советской) уцелело всего несколько зданий. А вот от Соборной площади почти не осталось следов. Почти – потому что один фрагмент, свидетель давно минувших дней всё-таки уцелел. Сотни могилевчан ежедневно проходят мимо этой огромной арки, не догадываясь ни о чём. И нам хочется рассказать о ней всем горожанам то, что знают только учёные, неравнодушные студенты истфака и, конечно, работники музеев. Страницы истории города Могилева нам помогли полистать Марзалюк Игорь Александрович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин МГУ им.А.Кулешова и Рыбакова Светлана Борисовна, заведующая филиалом УК «Могилёвского областного краеведческого музея им. Е.Р.Романова» – музеем этнографии.
– Создание ансамбля Соборной площади начиналось с закладки Иосифовского собора, – рассказывает Рыбакова Светлана Борисовна, заведующая филиалом УК «Могилёвского областного краеведческого музея им. Е.Р.Романова» – музеем этнографии. – Проект площади создал русский архитектор Н.А. Львов. Вначале речь шла только о строительстве православной церкви. Тогда Львов придумал образ идеального храма и перенес его на бумагу. Рисунок увидела Екатерина II и велела отправить архитектора в Могилев «дабы он мог там удобство плана согласить с местом».
Архиепископ Георгий Конисский сам лично определил подходящее место. Но для того, чтобы заложить там храм во славу Святого Иосифа, ему пришлось перенести оттуда деревянную церковь на тогдашнюю окраину города, к кладбищу. В наши дни здесь расположена часть сквера перед Могилёвской консерваторией.
Перед Львовом стала непростая задача. Невозможно было просто так поставить храм на указанное место. Законы классического стиля, характерного для той эпохи, обязывали архитектора решить очень важную градостроительную задачу – создать целую площадь, главной доминантой которой должен был стать собор. Планировалось, что Соборная площадь станет своеобразным лицом города. Так и вышло. Площадь долгое время была визитной карточкой города. На очень многих фотоснимках и открытках того времени изображались виды Иосифовского собора и самой площади. Это было красивейшее место в нашем городе.
Хотя с самого начала всё складывалось непросто. Храм, в принципе, строился в память о встрече русской императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. В 1780 году, в торжественной обстановке, в присутствии Георгия Конисского, Екатерина и Иосиф заложили первый камень в фундамент будущего храма. Однако его строительство завершилось только спустя 18 лет. Никому из них так и не довелось увидеть храм в законченном виде Premium-Agro купить агроволокно Киев плотность 50 . Екатерина и Иосиф были друзьями и союзниками, императрица укрепляла свои политические и дипломатические связи и планировала долгосрочные отношения с австрийским монархом. К тому же она утверждала своё положение на новых территориях. Ведь до 1772 года, первого раздела Речи Посполитой, Могилёвская и Витебская губернии не принадлежали Российской империи. Вкладывать деньги в такие проекты был резон. И Екатерина щедро выделяла средства для этого из государственной казны.
До наших дней сохранились записи одного могилевского чиновника Г. Добрынина, в которых он говорит о том, что выделенные Екатериной деньги расхищались на личные нужды. В качестве примера он приводит загородный дом губернатора П.Д. Пассека. Добрынин утверждает, что губернатор построил его за эти деньги. Однако мы не можем знать, кто сколько украл и как все было на самом деле более двухсот лет назад. Может быть, господин Добрынин просто недолюбливал губернатора и обвинил его нарочно.
С момента закладки фундамента и до полного завершения работ всё-таки прошло немало – 18 лет. Здание, не успев толком достроиться, начало потихоньку приходить в упадок. Не хватало денег даже на приобретение церковной утвари, необходимой для проведения служб. Только в 1802 году новый губернатор С. Жегулин и епископ Анастасий добились, чтобы храм стал кафедральным собором.
Нужно отметить, что интерьер храма был выполнен в классических традициях, характерных для того времени. Сегодня мы привыкли видеть иконостасы, где иконы расположены по чинам, в несколько рядов. А в храме Святого Иосифа иконы располагались в один ряд. На Царских вратах размещалась икона Благовещания Пресвятой Богородицы, далее по одну сторону располагались Божья Матерь, Великомученица Екатерина и Архангел Гавриил, по другую – Иисус Христос, Иосиф Обручник и Архангел Михаил. Все иконы написал малоизвестный тогда художник В.Л. Боровиковский. Протекцию ему составил сам архитектор Львов, поскольку Боровиковский находился под его покровительством. Но ещё до росписи собора работы В.Л. Боровиковского видела Екатерина II, и они ей понравились. Сегодня портреты, написанные этим мастером, выставляются в Русском музее и Третьяковке. 12 икон, выполненных В.Л. Боровиковским, можно увидеть ещё и в Казанском соборе Петербурга. В нашем Иосифовском соборе имелись росписи на парусах (паруса – это элемент купольной конструкции, обеспечивающий переход от подкупольного пространства к окружности купола – прим. ред.), в арочном проёме и на своде купола. У некоторых исследователей есть предположения, что их также делал Боровиковский.
Ещё бытует мнение, что на иконах в образах Великомученицы Екатерины и Архангела Гавриила были изображены сама императрица и её фаворит Павел Зубов. Но это не так. Домыслы эти берут начало от «научных» работ, написанных в довоенные и послевоенные годы. В те времена многим исследователям очень хотелось обличить того или иного художника. Мол, на картинах у него сплошь монархи и состоятельные люди, а вот бедняки их не вдохновляют. В достоверности таких суждений если кто и сомневался, то проверять в конце 1930-х вряд ли рискнул бы. Себе дороже. В большой любви к монархии и «богачам» обвиняли многих художников, в том числе и В.Л. Боровиковского. Хотя он действительно писал портреты Екатерины и П. Зубова. Но это было уже после того, как он расписывал собор в Могилёве.
История Иосифовского собора была непростой и полной загадок, а закончилась просто трагически. После революции, в 1925 году, храм превратили в зернохранилище, тем самым, он разделил участь многих значимых церквей того времени, а с 1934 по 1938 год являлся филиалом Могилевского исторического музея. Этого добился тогдашний директор музея Иван Сергеевич Мигулин. Он хотел, чтобы храм продолжил жизнь хотя бы таким образом. И сотрудники во главе с И.С. Мигулиным создали в здании храма музей истории религии и атеизма. Там был установлен маятник Фуко, наглядно изображавший вращение Земли вокруг своей оси, при этом уникальный двойной купол Собора был раскрашен под звёздное небо. Среди экспонатов имелась коллекция монет, орудия труда каменного века и скелет мамонта.
В предвоенные годы Могилёв собирались сделать столицей и старательно «выравнивали» планировку в центре города. Собор мешал. Его решили взорвать. Иван Мигулин всячески препятствовал этому процессу – как мог задерживал вывоз экспонатов из музея. Докладывая начальству о том, что переезд нельзя ускорить по причине того, что нужно долго разбирать скелет мамонта, он получил ответ, что «если партия прикажет, мамонт из музея выйдет сам»… В конце концов, Мигулин достучался до Кремля, самому Молотову. Но бумага из Москвы с запретом уничтожать храм пришла к «товарищам-белорусам» через день после того, как храм был взорван…
К сожалению, не осталось полных сведений, которые могли бы пролить свет на деятельность И. С. Мигулина. Мы можем только догадываться и предполагать, что побуждало его к таким поступкам. Ведь все мы сегодня понимаем, чем могло аукнуться в те времена любое противостояние властям. Большинство предпочитало просто не высовываться. А Мигулин писал Молотову, да ещё ратовал за судьбу собора – по сути за то, что было объявлено властью «опиумом для народа» и с чем шла непримиримая борьба. Остаётся только надеяться, что и эти страницы истории города станут нам когда-нибудь доступны.
Из всего ансамбля Соборной площади, в который входили тёплая церковь, колокольня и два дома для священнослужителей ничего не осталось. По какой-то причине нетронутой осталась лишь массивная арка, которая и сегодня стоит напротив экс-гостиницы «Днепр». В своё время она служила декоративным элементом площади и была построена в 1780 году, задолго до окончания строительства самого собора. Да-да, та самая, мимо которой хотя бы раз в жизни прошёл каждый могилевчанин.
Игорь Александрович Марзалюк, доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин МГУ им.А.Кулешова рассказал нам о некоторых малоизвестных моментах из ее истории:
– Конечно, арка сильно изменилась за двести с лишним лет. После того, как собор был взорван, арка сохранилась, и в 1938-1941 годах через неё можно было войти в Могилёвский цирк. Потом была война. Но арка уцелела. В послевоенные годы её отреставрировали и установили барельефы В.И. Ленина и И.В. Сталина, а также заложили кирпичом проход, который был прежде свободным. Но в период развенчания культа личности Сталина, власти решили убрать его каменное изображение с глаз долой. А рабочий, которому поручили это сделать, со словами «мало ли, что ещё поменяется в этой жизни» мудро решил барельеф Иосифа Виссарионовича не уничтожать, а аккуратно заштукатурить и уже сверху прилепить серп и молот. Если сейчас убрать штукатурку, мы увидим усы Великого Кормчего всех времён и народов. Во время празднования 20-летия освобождения Могилёва на арке были установлены мемориальные доски в честь соединений и частей Красной Армии, освобождавших город.
В общем, умей арка говорить, она рассказала бы многое. Ведь сколько лет она уже стоит на своём месте. Странно одно – почему кроме символов социализма и коммунизма на ней нет даже намека на ее истинное прошлое. Ведь по сути – это единственный «живой» свидетель существования площади, которую уже никто никогда не увидит.
Остаётся только добавить, что слишком многое из богатейшего христианского наследия безнадёжно утрачено. Лишь четыре иконы и купель из некогда величественного кафедрального Иосифовского собора, уцелели и сегодня находятся в Могилёвских музеях. А ведь в свое время святынями храма были частица Животворящего Креста Господня и частица мощей Святого Иосифа Обручника и Великомученика Пантелеймона, принесённые с Афонской горы в 1866 году, икона Казанской божьей Матери, принесённая в дар собору Александром III в 1867 году. Когда и куда всё это пропало, сегодня никто сказать не может…
Душа наша должна переполняться болью от осознания того, что мы утратили безвозвратно. Ведь речь идёт не просто о памятнике архитектуры, а о сердце Могилёва губернского, красивейшем месте нашего города, целой площади, которую создавали одни из талантливейших людей той эпохи.
P.S. В записках Г. Добрынина мы читаем, что «Иосиф взаимно у себя заложил и сделал церковь Святой Екатерины». Возможно, этот храм в столице Австрийского государства сохранился до сих пор. По слухам, он очень похож на уничтоженный Иосифовский собор. Правда, не все наши могилёвские историки разделяют эту точку зрения. Но очень хочется верить, что возможность соприкоснуться с частичкой истории нашего Могилёва, пусть и в далёкой Вене, все-таки осталась.
Т. РжевуцкаяИюль 2009, журнал «Могилёв Style»